Под руководством профессора, доктора технических наук Виктора Леонидовича Балакина я работал с 1987 по 1998 год сначала в должности заместителя декана по старшим курсам (он тогда был деканом факультета летательных аппаратов), а затем в должности декана, когда Виктор Леонидович стал первым проректором - проректором по учебной работе.
Это было время, когда приоритетом в институте была учебная работа. На факультете обучалось более 1000 студентов по трём специальностям аэрокосмического профиля. Надо сказать, что случайных людей среди обучающихся практически не было. Большинство поступали в институт, как говорят, по зову сердца.
Коллектив преподавателей, руководимый заведующими кафедрами докторами технических наук, профессорами В.С.Аслановым, В.А.Барвинком, А.Ф.Бочкаревым, Б.А.Горлачом, С.И.Ивановым, В.А.Комаровым, Л.Г.Лукашовым, Г.В.Филипповым, Х.С. Хазановым, обеспечивал высокий уровень проведения учебных занятий. Многие преподаватели пришли в институт после нескольких лет работы в конструкторском бюро и на производстве.
Организовать работу такого большого коллектива было непросто. В.Л.Балакин исходил из того, что все члены коллектива факультета - и студенты, и преподаватели - решали одну задачу: подготовить специалистов для аэрокосмической отрасли. Преподаватели и студенты (по выражению Виктора Леонидовича, "государевы люди") были нацелены на её решение с той лишь разницей, что одни учили, а другие учились. Нельзя было допустить некачественную работу ни одного члена коллектива: ни преподавателя, ни студента.
Коллектив преподавателей был достаточно стабилен, поэтому высокий уровень преподавания нужно было только поддерживать. Для коллектива студентов институт был пристанью, где они останавливались на 5,5 лет для получения знаний, приобретения опыта, друзей, где формировались их жизненные принципы.
"Наша задача, - говорил нам, сотрудникам деканата, Виктор Леонидович, - создать все условия, чтобы помочь студентам стать хорошими людьми и специалистами".
Структура управления, принятая в КуАИ-СГАУ, была простой, очевидной, и поэтому очень эффективной: декан, заместитель декана, начальник курса, староста группы. У декана В.Л. Балакина нити управления тянулись к каждому. Складывалось ощущение, что Виктор Леонидович знает все обо всех: о каждом преподавателе и студенте. Вопросы, которые он задавал на совещаниях в деканате своим подчиненным, свидетельствовали об этом. Виктор Леонидович был требовательным, жестким руководителем, и в то же время - мягким человеком. Его беседы со студентами по итогам сессии сформировали мой стиль взаимоотношения со студентами, когда я сам стал деканом факультета.
Студенты делились на тех, кто "хочет и может", "хочет, но не может", "не хочет, но может" и на тех, кто "не хочет и не может". Последние, как правило, вызывали самое негативное отношение, вплоть до отчисления. С остальными работали и помогали всеми доступными средствами.
Особую роль Виктор Леонидович отводил начальникам курсов. На эту должность назначались молодые преподаватели, защитившие кандидатские диссертации. В институте действовало правило: на звание "доцента" могли претендовать только те, кто прошел школу начальника курса, или, как говорили, школу деканата.
В задачи начальника курса, помимо организации учебы и обеспечения успеваемости на курсе, входила организация досуга студентов, быта, связь с родителями. Работа начальником курса давала молодому преподавателю бесценный опыт общения со студентами, в том числе и в неформальной обстановке, укрепляла его педагогическое мастерство. Результатом этого взаимодействия было формирование из студента - первокурсника специалиста, а из молодого ассистента - опытного преподавателя, понимающего студенческую жизнь изнутри.
Виктор Леонидович очень внимательно относился к подбору кандидатур на должность начальника курса и в то время, когда стал проректором по учебной работе.
Очень жаль, что такая структура управления и сам институт начальников курсов в настоящее время претерпели изменения, на мой взгляд, не в лучшую сторону, в результате чего мы пожинаем плоды: фактическое отсутствие отношений, сотрудничества между студентами и преподавателями.
Виктора Леонидовича любили и уважали студенты, ценили возможность общения с ним. Практически ни одна встреча выпускников тех лет не обходилась без приглашения В.Л.Балакина.
Я благодарен судьбе, что она свела меня с этим человеком.
Резниченко Геннадий Алексеевич, к.т.н., доцент кафедры конструкции и проектирования летательных аппаратов
Проект "Послесловие к 75-летию Виктора Леонидовича Балакина" объединил воспоминания коллег, друзей и учеников профессора. Другие воспоминания читайте по ссылке.
Проект "Послесловие к 75-летию Виктора Леонидовича Балакина" объединил воспоминания коллег, друзей и учеников профессора. Другие воспоминания читайте по ссылке.