Сергей Чеботарев, начальник управления имущественных отношений, провел в архиве университета исследование о том, какими были будни первых студентов Куйбышевского авиационного института. Как оказалось, первый студенческий строительный отряд появился аж в 1943 году!
1942 год
Как известно, Куйбышевский авиационный институт (ныне Самарский университет им. Королева) был создан в неимоверно короткие сроки и стал полноценной образовательной организацией через шесть месяцев после принятия решения СНК СССР. Постановление № 891 было подписано 8 июня 1942 года, 1 июля приступил к исполнению обязанностей первый руководитель института Александр Миронович Сойфер, 1 октября с производственной практики начался учебный год, 26 октября прошли первые аудиторные занятия, 30 ноября вступил в должность директора института Федор Иванович Стебихов, 28 декабря утвержден первый состав ученого совета института.
А трудовые будни начались раньше, чем абитуриенты официально стали студентами: приказы о зачислении в институт стали появляться в сентябре 1942 года, а готовили здание к учебному году будущие студенты уже с августа. Трудовые вахты студентов военной поры не ограничивались только летним периодом, они продолжались и в течение учебного года.
А.М. Сойфер в августе 1942 года ввел практику приема на работу студентов на имевшиеся в институте вакансии. Это позволяло не только решать многочисленные хозяйственные вопросы, а, наверное, самое главное в те непростые времена, поддерживать учащихся материально. Например, Г.В. Филиппова, Л.В. Глобенкову, В.А. Троицкую с 17 августа 1942 года временно зачислили строительными рабочими, а первокурсники В.В. Белоконов, Ю.А. Передреев, В.В. Володин, Т.Н. Федосеева, Л.А. Варламичева с 27 августа работали разнорабочими строительного отдела института. И во время первого учебного года студенты работали лаборантами, паспортистами, помощниками коменданта, охранниками.
Г.В. Филиппов, студент набора 1942 года, впоследствии доктор технических наук, профессор КуАИ, вспоминал, что на следующий день после поступления в институт он оказался среди тех, кто реставрировал внешнюю часть теплотрассы: «Сначала выкопали глубокую и широкую канаву вдоль всей боковой стороны здания, чтобы обнажить трубы. После замены трубы на новую ее обвязывали пористыми кирпичами». Пришлось заниматься откачкой канализационных стоков с помощью ведра с веревкой.
Силами студентов была смонтирована отопительная система института. Причем приемкой теплосети города тепловой центр института был признан наиболее совершенным на то время.
Студенты ремонтировали помещения, которые становились аудиториями, лабораториями, кабинетами и комнатами общежития. Студент, впоследствии доктор технических наук, профессор А.С. Наталевич вспоминал: «…текущий ремонт помещений института и общежития в основном выполнялся бригадами из студентов. Эта работа была платной. Помню, как я с успехом работал маляром в бригаде известного «мастера малярных дел» Антонова, студента моей группы».
В то время в помощи студентов нуждались многие тыловые службы города и области, обескровленные мобилизацией, и оборонные предприятия. Например, в соответствии с заявкой жилищно-коммунального отдела 15-го Управления НКАП 15 студентов первого курса были направлены с 8 по 23 сентября в Красноглинское лесничество на лесозаготовки.
В связи с решением Куйбышевского горисполкома по заготовке дров для города с привлечением всего трудоспособного населения был принят приказ по институту от 12 октября, которым на лесозаготовки были направлены сотрудники и студенты. В случае невыполнения установленных горисполкомом норм сотрудники и студенты не допускались к работе и занятиям. Также по воспоминаниям Г.В. Филиппова: в ноябре ему и еще пятерым студентам во главе со старшим преподавателем кафедры основ марксизма-ленинизма Д.М. Овчаровым с конца октября пришлось заниматься заготовкой картофеля.
1943 год
Во время каникул бригада студентов (82 человека) отремонтировала корпус, общежитие и столовую. В институте был создан фактически первый студенческий строительный отряд. С 24 июля действовала «строительная контора» под руководством начальника строительного отдела Н.Д. Гранитова. На все остальные административные должности с фиксированной заработной платой – прораб, десятник, техник, бухгалтер, агент по снабжению, табельщик, кладовщик – были назначены студенты. Заработная плата студентов начислялась сдельно, для чего техник-нормировщик выдавал наряды и производил контроль выполненных работ, а бухгалтер своевременно составлял ведомости, чтобы деньги выдавалась не позднее 5 числа следующего месяца..
Однако не все ремонтные работы были выполнены в срок, в связи с чем был 20 сентября 1943 года (учебный год в военный период начинался с 1 октября) издан приказ, в котором указывалось, что начальник строительного отдела Н.Д. Гранитов не смог обеспечить проведение ремонтных работ в установленные сроки: к ремонту сантехнических узлов, отопления, крыши, полов и дверей еще не приступали. За срыв выполнения ремонтных работ, формальное отношение к работе и нежелание завершить ремонт к началу учебного года Н.Д. Гранитову был объявлен строгий выговор с предупреждением, что, если институт не будет готов к началу учебного года, материал будет направлен в прокуратуру для привлечения к ответственности. Судя по последующим приказам, принятые меры возымели действие и все недочеты были устранены.
Над оснащением кабинетов и лабораторий наглядными пособиями с 1 августа по 1 октября работало чертежно-конструкторское бюро (приказ от 31.07.1943). Студенты – 17 человек – за сдельную оплату занимались созданием учебно-методических пособий по заданиям кафедр. Возглавил бюро старший преподаватель кафедры «Начертательная геометрия и черчение» Б.Д. Ланда. Чертежно-конструкторское бюро находилось в непосредственном подчинении заместителя директора института А.М. Сойфера. Принятые меры позволили частично восполнить дефицит учебно-методических пособий кафедр, а также улучшить оборудование учебных аудиторий и лабораторий.
В связи с совместным постановлением горисполкома и горкома ВКП(б) от 16 мая 1943 года учреждения и организации обязаны были направлять сотрудников для заготовки дров в порядке трудовой повинности с дневной выработкой 2 кубометра.
100 студентов и сотрудников работали на лесозаготовках на Гавриловой Поляне с 5 августа по 25 сентября. Руководил работами сначала старший преподаватель В.А. Бражников. Парторг группы – студент А.В. Караблин. Заболевшего В.А. Бражникова сменил старший преподаватель В.Я. Крылов. А с 25 августа в связи с тяжелым состоянием здоровья В.Я. Крылова лесозаготовками руководил декан самолетостроительного факультета В.И. Путята. Уполномоченным по лесозаготовкам был направлен заведующий кафедрой военно-физической подготовки Н.А. Черешко (приказ от 05.08.43 г.).
«Город остался на голодном топливном пайке, и довольно большая группа была направлена на Гаврилову Поляну заготавливать дрова, – описывал работу по лесозаготовке Г.В. Филиппов. – Пользовались обычными двуручными пилами. Как известно, по тяжести работа пилой стоит на первом месте. Можно представить, сколь продуктивно работали полуголодные мальчишки, которых к тому же поедом ели тучи комаров. Тем не менее под бдительными очами В.Я. Крылова, а потом В.И. Путяты к осени мы понаставили изрядное количество штабелей дров и почти без потерь вернулись домой».
Не все шло гладко при проведении летних работ, о чем свидетельствует, например, приказ по институту от 25 августа 1943 года. На основании рапорта руководителя работ было принято решение о привлечении к ответственности преподавателя кафедры начертательной геометрии и черчения С.А. Воеводского, уклонившегося от трудовой повинности на работах по лесозаготовке. Отмечены отдельные случаи нарушения дисциплины у студентов. Приказ от 04.09.1943 выявлял случаи недобросовестного выполнения установленного задания по заготовке дров: студент факультета авиамоторостроения Щежин самовольно ушел из лагеря и больше там не появлялся, а студент нового набора Шарапин на работу не явился, так как ушел удить рыбу. Оба студента за нарушение производственной дисциплины и самовольный уход с лесозаготовок были исключены из института, а материалы на них были переданы в районный военкомат для отмены отсрочки от службы в армии. Чуть позже совместным приказом института и авиационного техникума от 14 сентября 1943 года было дано указание учебному отделу института и техникума не допускать к занятиям ни одного студента, не предъявившего справки о выполнении установленной для него нормы выработки по лесозаготовкам.
В приказах того времени отмечалось и добросовестное отношение к своим обязанностям по заготовке дров студентов Крючкова, Скобелева и Одинокова, сумевших выполнить задание по заготовке 70 м3 дров ранее установленного срока. За сознательное и добросовестное отношение к заготовке дров для института этим студентам была объявлена благодарность и каждому из них было выделено по 2 м3 дров с бесплатной доставкой до места проживания.
Студенты заготовили 2 тыс. кубометров для института и 850 кубов – для города.
Не обошли стороной студенчество и сельскохозяйственные работы. В 1943 году 230 студентов в каникулы работали в совхозе «Пионер» и в хозяйстве биофабрики на ст. Липяги (приказ от 20.08.1943). Они заготовили 31 тонну картофеля, 33 тонны капусты, 20 тонн огурцов и помидоров, 23 тонны свеклы, 3 тонны тыквы.
Эти овощи позволили несколько улучшить питание в столовой, снабжение профессорско-преподавательского состава, студентов – инвалидов войны, обслуживающего персонала, семей военнослужащих. Однако в октябре 1943 года были выявлены проблемы с хранением овощей. Приказом по институту заместителю директора по снабжению Л.П. Игнатьеву был объявлен строгий выговор за неисполнение договоров по заготовке и засолке овощей: в засолочном пункте были обнаружены испорченные огурцы.
Одним из самых важных поручений в 1943 году в период каникул было направление 50 студентов института в Сталинград для разделки трофейного имущества согласно приказу наркома НКАП А.И. Шахурина от 8 июля 1943 года № 287. Под руководством доцентов А.М. Нестеровского и С.С. Межевикина студенты 30 июля 1943 года выехали в Сталинград на 1,5 месяца и успешно выполнили полученное задание.
Отметим единственный случай недисциплинированности студента, связанный с этой поездкой. Дирекция института оперативно приняла жесткие меры к нарушителю. Приказом от 10 августа 1943 года студент 4 курса факультета авиамоторостроения В.Н. Сальников за отказ от поездки в Сталинград и на другие работы, а также за «работу на стороне без согласования руководства института» был исключен из института.
По распоряжению Ленинского РК ВКП(б) и райисполкома были направлены под Чкаловский спуск 10 человек на два дня. 14 и 15 сентября разгружали дрова с баржи. Дрова предназначались для больниц и госпиталей. 17 сентября на разгрузку баржи были направлены 20 человек.
Летом 1943 года 65 студентов работали на авиационных заводах и других производственных предприятиях города, 32 студента трудились на кафедрах в институте. Студенты принимали участие в проведении воскресников на транспорте, в течение зимы обеспечивали очистку закрепленного за институтом участка трамвайных путей, а также участвовали в воскресниках по очистке города.
После окончания «трудового семестра» был принят приказ по институту от 23 октября 1943 года, которым отмечалось, что основная масса преподавателей и студентов института осознавала свой долг перед Родиной и, как следует истинным патриотам, добросовестно поработала в течение лета на лесозаготовках, сельскохозяйственных работах, на ремонте здания института, на разделке трофейного имущества, на авиационном заводе. По результатам летних работ была объявлена благодарность как сотрудникам, так и студентам.
Непростым для студентов и преподавателей института выдался декабрь 1943 года. Из-за сильных снегопадов в соответствии с телеграммой Председателя ГКО И.В. Сталина о содержании железнодорожных путей Ленинский РК ВКП(б) и райисполком обязывал ежедневно направлять для расчистки путей 25 человек. А в дни сильных снегопадов количество выделяемых людей увеличивалось по требованию сотрудников железной дороги. При этом на директора института возлагалась персональная ответственность за нормальное движение поездов на закрепленном участке железной дороги.
1944 год
Весной в целях обеспечения студентов и преподавателей продуктами институт договорился с Богдановским сельским советом и взял у одного из колхозов участок площадью 24 га (в 65 км от города). Участок был вспахан силами МТС, что позволило институту засеять: по 7 га - картофелем и просо; 3,5 га - фасолью; 2 га - морковью; по 1,5 га - свеклой и бахчевыми культурами; 1 га - огурцами; 0,5 га – тыквой.
Такая активная аграрная деятельность позволила институту получить достаточно хороший урожай для обеспечения столовой и заготовок на зиму: картофеля - 25 тонн, свеклы - 3,5 тонн, моркови - 2,5 тонн, огурцов - 6 тонн, тыквы - 8 тонн.
Интересно, что студентам, выработавшим по 20 трудодней, предоставлялся отпуск с условием отработать 30 трудодней по наряду колхозов по месту жительства. Следует отметить, что все студенты, задействованные на различного рода работах, получали официально отпуска, пусть и не очень большие.
В выходные дни в 1944 году на основании решений партийных советских органов сотрудникам и студентам пришлось также не раз оказывать помощь в сельскохозяйственных работах совхозам и колхозам. Например, в соответствии с указанием обкома ВКП(б) все сотрудники, преподаватели и студенты – и работающие, и находящиеся в отпуске – 9 сентября 1944 года были отправлены на воскресник в помощь для уборки урожая в совхоз Серноводский, расположенный на ст. Кабановка. На работы выехал 81 человек.
Приказом от 24 августа 1944 года бригада из 9 студентов работала на разгрузке угля, а с 25 августа была направлена на вывозку 400 куб. м дров из лесничества.
В 1944 году ответственное задание было получено от НКАП СССР. С 27 июля 74 студента 1–4 курсов отправились в Воронеж на работы по разделке трофейного имущества (приказ от 25.07.1944). Руководил работами доцент А.М. Антовиль. Студенты отмечали его усилия по обустройству их быта в Воронеже. И. Федосеева вспоминает: «…когда я поехала в составе возглавляемой им группы студентов на разборку трофейных самолетов в Воронеж, я увидела …по-отечески заботливого Антонвиля: он как лев сражался с местным руководством, стучался во все двери, добивался для нас улучшения жилищных условий и питания».
123 студента 1–5 курсов ремонтировали учебный корпус № 1 и общежитие в летние каникулы с 15 июля по 1 октября.
С 20 июля по 1 октября снова работало чертежно-конструкторское бюро, начальником которого был назначен зав. кафедрой начертательной геометрии и черчения В.А. Бражников, заместителем – студент 4 курса факультета авиамоторостроения В.А. Шманев. Для работы в бюро закреплялись студенты института: одна группа студентов работала с 20 июля по 1 сентября, другая – с 20 августа по 1 октября. Оплата работ студентам осуществлялась по сдельным расценкам. Заведующих кафедрами предупредили, что графические работы, выполняемые помимо бюро, оплачиваться не будут.
Учитывая положительные результаты работы, свою деятельность чертежно-конструкторское бюро продолжило и после 1 октября 1944 года, финансирование работ проводилось за счет вакантных ставок отдела наглядных пособий.
Одним из самых серьезных трудовых испытаний военного периода для коллектива института было участие в декабре в строительстве газопровода, который возводился по принципу народной стройки – силами трудящихся города. Ленинский райком ВКП(б) и райисполком установили для института задание – участок длиной 180 погонных метров. Приказом по институту от 7 декабря был создан штаб, в который вошли начальник учебной части военной кафедры подполковник Луговой, начальник АХО Шамонаев и студент Татко. На время работ студенческий состав института был разбит на два батальона: 1-й батальон – самолетостроительного факультета во главе с командиром старшим лейтенантом Грязновым, 2-й батальон – авиамоторостроительного факультета во главе с командиром лейтенантом Исавниным. Работали с 8 по 20 декабря. Нормы выработки: для мужчин – 1 м3, для женщин – 0,5 куб. м. Работающие обеспечивались дополнительным, без карточного питания, ужином.
Вспоминал студент набора 1942 года, впоследствии доктор технических наук Д.С. Елиневский: «Нас часто привлекали к работам в чрезвычайных ситуациях – разгрузка грузовых эшелонов, прибывших на вокзал, участие в ликвидации больших пожаров, срочные работы по строительству газопровода Саратов – Москва и др. Летом мы не отдыхали, а работали грузчиками, строительными рабочими, убирали и благоустраивали город, ездили на посевную и уборочную. Все это мы воспринимали как обязательное выполнение своего гражданского долга в трудных условиях военного и послевоенного времени».
В 1944 году 94 студента работали на кафедрах и изготавливали учебные пособия, 60 студентов участвовали в сельхозработах.
Трудовые достижения сотрудников и студентов были отмечены дирекцией института в приказе от 6 ноября 1944 года, посвященном 27-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции. Благодарность объявили 26 преподавателям за «большую творческую плодотворную работу профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного коллектива в деле организации учебного процесса, в оснащении учебно-материальной базы и проведении научно-исследовательской работы».
Этим же приказом за отличную учебу и хорошую работу во время каникул были премированы валенками, носками и перчатками 50 студентов, меховыми тужурками, носками и перчатками – 150 студентов и только меховыми тужурками – еще 50 студентов.
1945 год
В этом году студенты института оказывали большую помощь промышленности, сельскому хозяйству, городу. Студенты ремонтировали здание института, изготавливали учебные пособия, оборудовали лаборатории.
Но основным направлением стали сельскохозяйственные работы, так как в 1945 году институту не удалось получить земельный участок для организации подсобного хозяйства. Дирекция заключила договор с заводом № 305 (впоследствии завод «Гидроавтоматика») о долевом участии в сельскохозяйственных работах на подсобном хозяйстве завода. За лето студенты отработали 6000 трудодней, а институт получил 50 тонн зерновых культур: пшеницы – 25 тонн, проса – 15 тонн и ячменя – 10 тонн. Также институт получил до 40 тонн свежих овощей (огурцов, помидоров, свеклы, капусты). Кроме того, студенты поучаствовали в заготовке 125 тонн картофеля на участке, отведенном Куйбышевским горкомом ВКП(б) для обеспечения децентрализованных заготовок.
Еще одним примером добросовестного и самоотверженного сельскохозяйственного труда может послужить работа студентов в октябре 1945 года, несмотря на тяжелые климатические условия, в Ставропольском районе: свыше 400 человек ударно работали в колхозах района и получили благодарность руководства района.
Пришлось летом и осенью заняться животноводством. Главное управление рабочего снабжения НКАП выделило 80 овец. К 7 ноября откормленные овцы были распределены среди профессорско-преподавательского состава, семейных студентов и инвалидов ВОВ.
Как результат участия сотрудников и студентов в сельскохозяйственных работах – значительное улучшение питания студентов, выдача за счет совхозной продукции праздничных пайков сотрудникам, инвалидам ВОВ, демобилизованным, женам фронтовиков.