федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Гиперзвук, беспилотники, студенческие ракеты и спутниковые группировки

Гиперзвук, беспилотники, студенческие ракеты и спутниковые группировки

Самарский университет

Заочный круглый стол газеты “Полёт”

студенту сотруднику Полет (газета) бортжурнал 80-летие университета Ткаченко Иван институт ракетно-космической техники Интервью Передовые инженерные школы (ПИАШ) РКЦ "Прогресс"
07.11.2022 1970-01-01
Иван Ткаченко, директор института авиационной и ракетно-космической техники, руководитель Передовой инженерной аэрокосмической школы:
– Конечно, все мы видим университет всегда на острие технологического поиска, иначе в чём смысл всей нашей деятельности? Поэтому, чтобы ответить на вопрос о будущих разработках, надо посмотреть, какие тренды существуют в технике уже сейчас. 
Если говорить про авиационную тематику, то в ближайшее время будет большое внимание уделено нескольким темам: возврат к сверхзвуку в гражданском сегменте. Сейчас эта тема развивается и на Западе, и в нашей стране. Она очень сложная, объёмная, ресурсоёмкая, требует огромной кооперации, хотя вы скажете, что проект уже был реализован. Но сейчас речь идёт о совершенно ином технологическом уровне. 
Второе направление, которому мы уделяем уже сейчас большое внимание, – беспилотные летательные аппараты. Думаю, что работы наших учёных выльются в решение такой задачи, как, например, беспилотный транспорт. 
Если говорить про развитие ракетно-космических технологий, то мы сосредоточимся на создании многоспутниковых систем, которые будут развёртываться в основном на базе малых космических аппаратов.
Так, у нас сейчас есть проект создания Международной университетской многоуровневой аэрокосмической системы, которая включает в себя разработку и запуск аппаратов различного назначения. Самый верхний уровень – космические аппараты мониторинга земной поверхности, на более низких орбитах – группировка малых аппаратов научного назначения. Наноспутники изучают явления в ионосфере. Гипернизкоорбитальный МКА и многоцелевой беспилотный атмосферный псевдоспутник завершают группировку и дополняют уровень исследований с малых высот. Эта система позволит получать максимально полную информацию дистанционного зондирования Земли, и происходить это будет практически в режиме реального времени. Мы в той или иной степени работаем в каждом из указанных сегментов, но к формированию полноценной системы, надеюсь, приступим в недалёком будущем.
Производство спутников поставим на поток – развернём на территории кампуса производственно-испытательный комплекс малых космических аппаратов. Основа центра уже создана совместно с индустриальным партнёром – РКЦ “Прогресс”. В рамках программы развития ПИШ он превратится в настоящий киберфизический полигон для отработки новых технологий по сборке и испытаниям спутников, в первую очередь спутников дистанционного зондирования Земли.
Считаю, что модели ракет, которые сейчас создают ребята из RocketLAV, вполне могут вырасти до лёгких ракет-носителей, которые будут выводить на орбиту небольшие нагрузки, например те же наноспутники или пикоспутники. Причём запуск будем осуществлять, например, с острова Проран. Чем мы хуже австралийского ракетного стартапа Gilmour Space, который в этом году собирается запустить лёгкую ракету.
Но если говорить о более дальней перспективе, то наблюдается общий тренд на стирание границ между космосом и авиацией. То самое беспилотное такси, о котором мы говорили выше, будет обладать способностью к вертикальному взлёту-посадке, с одной стороны, и возможностью подняться на суборбитальные высоты. 
В плане материалов – здесь мы ведём исследования, направленные на повышение функциональных характеристик и снижение стоимости материалов на базе алюминиевых сплавов с добавлением редкоземельных металлов. Применение таких сплавов в конструкциях ракет-носителей, например, способно существенно повысить массу выводимой полезной нагрузки, но пока с экономикой здесь не всё однозначно.