федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
"Коммерсант": Привлечь и удержать

"Коммерсант": Привлечь и удержать

Самарский университет

Инновационные подходы к образованию как основа технологического суверенитета страны

СМИ о Самарском университете Партнеры партнеру РКЦ "Прогресс" Образование институт дополнительного образования Аржанов Алексей
20.03.2023 2023-03-20

Издательский дом "Коммерсантъ-Волга" провел круглый стол в отеле Lotte по теме "Инновационные подходы к образованию как основа технологического суверенитета страны". Представители власти, госструктур, промышленных предприятий и вузов обсудили как добиться того, чтобы таланты и способности самарских детей стали драйвером будущего развития региона. Ранее губернатор Самарской области Дмитрий Азаров отмечал, что нужен инструмент, чтобы не только удерживать, но и привлекать таланты. Представители предприятий подчеркнули, что сейчас важно заниматься профессиональной ориентацией уже со школы.

Модератор круглого стола Сергей Машков, ректор Самарского государственного аграрного университета, открыл мероприятие, отметив, что на сегодня развитие науки, подготовка высококвалифицированных кадров для отечественной промышленности, создание базы для технологического рывка — приоритетные направления развития государства. В этом году по всей стране пройдут сотни мероприятий, направленных на поднятие престижа профессии педагога, на поддержание института наставничества в трудовых коллективах.

О наставничестве как инструменте государственного управления рассказала Наталья Баландина, руководитель департамента кадровой политики и государственного управления Администрации Самарской области.

Наталья Баландина подчеркнула, что губернатор Самарской области уделяет огромное внимание этому инструменту и напомнила, что 2023 год объявлен в России годом наставничества и педагога:

"Далеко не каждый может стать наставником. Очень важно выявлять таких людей, которые смогут поделиться своим опытом, знаниями и отвечать за результат. Наставников необходимо поощрять, делать их примером, чтобы у молодых специалистов были стремление и мотивация стать наставляемыми у опытных коллег".

Также спикер рассказала об инструментах мотивации самих наставников: "На платформе "Россия — страна возможностей" уже несколько лет успешно реализуется программа "Наставничество", куда многие хотят попасть и получить себе в наставники видных общественных и политических деятелей. Есть и другие виды мотивации, которые позволяют отметить профессионалов.

С 2018 года вручается почетный знак губернатора Самарской области "За заслуги в наставничестве". Наш регион одним из первых в стране утвердил эту награду. В 2022 году из рук Президента государственную награду за наставничество получил наш земляк, председатель Самарской губернской думы Геннадий Котельников. Мы предложили Геннадию Петровичу проект, в котором будут участвовать студенты из шести вузов региона. Хотим, чтобы молодые люди, которые выбрали государственное и муниципальное управление своей будущей профессией, понимали перспективность направления. Ведь это образование позволит человеку в будущем не только системно работать на госслужбе, но и получить широкий спектр знаний и компетенций. При этом важно заниматься профессиональной ориентацией, начиная со школы. Будущих студентов нужно ориентировать по траектории будущего обучения в вузах".

Наталья Баландина подчеркнула, что губернатор ставит задачи по привлечению и удержанию талантов в Самарской области.

"Талант есть у каждого. Его надо выявить и дать человеку работу, в которой он будет себя реализовывать, приносить пользу региону. Губернатор уделяет особое внимание молодежному правительству. Молодые министры активно представляют проекты и внедряют их. Идет постоянное взаимодействие с молодежью. Есть определенный карьерный рост".

Спикер представила дорожную карту по развитию государственного и муниципального управления в шести факультетах, где есть кафедры ГМУ. Она включает в себя четыре этапа реализации проекта: подготовительный, аналитический, работа со студентами и внедрение изменений. Наталья Баландина подчеркнула, что будет вестись активная работа по указанному проекту и пригласила желающих участвовать в нем.

Об экосистеме развития талантов в регионе, а также выстраивании сквозной траектории развития рассказал руководитель АНОО ДПО "Таволга" Егор Крюнькин. "Таволга" — центр развития талантов и трансформации управления при губернаторе Самарской области. Организация находится в структуре администрации губернатора, курирует ее департамент кадровой политики и государственного управления администрации Самарской области.

"В 2021 году совместно с профессиональным сообществом была разработана модель компетенций служащего Самарской области. губернатор добавил порядочность — как одну из самых главных компетенций. Он считает, что служащие, которые работают в регионе, должны быть в первую очередь порядочными. На основании модели компетенций мы разработали модель оценки служащих. На самом деле она электронная, разработана, в том числе с бизнесовыми экспертами. Поэтому я бы не сказал, что она узкоспециализированная и направлена только на служащих Самарской области. Блок мягких компетенций — универсальный и может применяться не только в государственной среде, но и в бизнесовой. У нас выстраивается профайл любого кандидата на основании оценки".

Спикер отметил, что в организации уже начинают применять сквозной интегральный рейтинг кандидатов: "Это хорошо в HR цикле, когда ты просто выбираешь людей выше рейтингом. Потом смотришь его профайл".

Модели тестов разрабатывались с психологами, отметил Егор Крюнькин. Тесты разделены на четыре блока: социальный контракт (готовность работать с новыми задачами, ориентация на служение общественным интересам), личностный тест, базовые квалификационные требования и желательные компетенции. "Человек, проходя эти тестирования сам определяет, хочет ли он принимать условия этой организации или нет", — добавил спикер.

На основании модели компетенций была разработана система образовательных курсов для служащих. Она состоит из пяти уровней. По итогам прохождения первого уровня и на основе данных тестирования каждого человека строятся индивидуальные траектории развития, необходимые для прокачки западающих и приоритетных компетенций.

"Это хорошая история, которая позволяет нам в экосистему вовлечь большое количество талантов, с которыми можно будет работать. В этом году мы будем работать по полному сегменту — от школьников до сотрудников на рабочем месте с единой системой оценки, обучения, адаптации. В идеале было бы хорошо обмениваться опытом с другими корумпуниверситетами и учебными центрами в регионе для того, чтобы иметь базу данных. Потому что это один из самых интересных и желаемых инструментов для любого работодателя. Также нужно обмениваться тренерами, тренерскими практиками. Сейчас у нас налаживается сотрудничество с представительством Самарской области в Москве. У них очень хорошие разработки в этом направлении, в том числе с вузами Москвы и Петербурга. Уже есть запрос на работу со стажировками, с наставничеством не только в госучреждениях, но и в бизнесе", — резюмировал свое выступление Егор Крюнькин.

Про опыт создания системы непрерывного образования (школа — суз — работодатель) рассказала начальник управления по подбору, оценке и развитию персонала ПАО "Тольяттиазот" Наталья Денисова: "Как и все крупные работодатели, мы ориентированы на привлечение талантливой и мотивированной молодежи, постоянно совершенствуя свою систему формирования кадрового резерва. Для достижения поставленных производственных целей нам нужны высококвалифицированные химики, имеющие качественное профильное образование".

Из-за недостатка кадров с 2015 года в ПАО "Тольяттиазот" совместно с Тольяттинским государственным университетом (ТГУ) начали реализацию комплексной программы по работе со школьниками Тольятти. "Мы проводили выездные практико-ориентированные мастер-классы, открытые уроки, марафоны по химии, приглашали на корпоративные мероприятия ТОАЗ, молодые специалисты ТОАЗ рассказывали о нашем производстве, проводили встречи с родителями школьников 9-11 классов. Директор Института химии и энергетики ТГУ Павел Мельников отметил, что благодаря этой совместной работе в Тольятти повысилось число детей, которые стали сдавать ЕГЭ по химии и поступать на химические направления", — отметила Наталья Денисова.

В 2019-м году "Тольяттиазот" открыл инженерно-технические классы в школах Тольятти. Целью является повышение качества профильной подготовки учеников старших классов средних школ города и помощь в осознанном выборе выпускниками профессий химического и технического профиля. "В инженерно-технические классы по результатам конкурсного отбора поступают выпускники девятых классов со средним баллом аттестата не ниже 4,5. Среди учеников ИТК в 2022 году шесть аттестатов с отличием. Это высокопотенциальные дети, которых в процессе обучения мы заинтересовываем, мотивируем на поступление, на целевое обучение с последующим трудоустройством на ТОАЗ". В прошлом году заключены четырехсторонние договоры между министерством промышленности и торговли Самарской области, вузом, ПАО "Тольяттиазот" и учащимся. "Таким образом, мы стараемся создавать программы для привлечения и удержания талантливой и мотивированной молодежи в Самарском регионе. Наша задача заинтересовать, замотивировать, рассказать о перспективах развития и о том, что в Самарской области можно успешно работать, развиваться и качественно жить", — подчеркнула Наталья Денисова.

В 2022 году "Тольяттиазот" начал сотрудничество с центром для одаренных детей "Вега" — сейчас разрабатывается дорожная карта. "Будем однозначно поддерживать одаренных детей, — отметила спикер. Они в основном поступают в столичные вузы. При этом важно, чтобы после окончания обучения они возвращались в Самарскую область".

Наталья Денисова также рассказала про программу Профориентация: "ТОАЗ заключает двухсторонний договор со студентами 2-4 курсов сузов, вузов — в процессе обучения они проходят практику на ТОАЗ, знакомятся с технологическими процессами, адаптируются на производственной площадке под руководством опытных наставников, получают стипендию от компании по результатам учебы. По окончании мы им гарантируем трудоустройство. Это инструмент достаточно интересный — в 2022 году на ТОАЗ поступило более 50 заявок в данную программу".

В 2022 году ПАО "Тольяттиазот" начал реализацию новой программы Стажировка. "В этом году у нас в программе 50 студентов из Самарской области, но мы расширяем географию и привлекаем студентов со всей России. Со студентами заключаются срочные трудовые договоры от трех до шести месяцев. Они работают на том рабочем месте, на которое придут после окончания вуза. Студенты получают конкурентную зарплату, мы знакомимся друг с другом. Результатом стажировки является приглашение лучших на следующую стажировку или трудоустройство на "Тольяттиазот", — пояснила госпожа Денисова.

На круглом столе также выступил представитель Самарского национального исследовательского университета им. Королева, директор института дополнительного образования Алексей Аржанов: "Каждое крупное предприятие стремится превратиться в своеобразную корпорацию с собственной экосистемой. В среднесрочной или даже в краткосрочной перспективе каждого подобного рода корпорация будет создавать свою собственную карту компетенций и внедрять свои собственные методы контроля качества этих компетенций. Реальной проблемой является то, что каждая из корпораций конкурирует за "готовых людей". В том смысле, что эти люди, где-то уже начали расти. Но в конечном счете, если мы намерены обеспечивать технологический суверенитет, то в недрах каждой корпорации неплохо было бы начать обсуждение вопроса о горизонтах планирования. Недавно я анализировал предложения HeadHunter по России. Никаких перспективных вакансий там нет. Это прошлое. Я понимаю, что HR-отделы предприятий живут в настоящем. А кто живет в будущем? Никто, кроме нас".

Об организации системы наставничества на предприятии рассказал начальник отдела подготовки кадров АО "РКЦ Прогресс" Сергей Пронин: "Система наставничества в "РКЦ Прогресс" действует с советских времен. Она не прекращалась. За каждым закрепляется опытный наставник. Было время, когда наставники воспринимали своих подопечных, как конкурентов. Сейчас это прошло и многие хотят стать наставниками. Мы два раза занимали первое место в областном конкурсе наставничества. У нас порядка 250 наставников на предприятии, которых мы периодически обучаем".

По словам Сергея Пронина, так как на предприятии есть целевые места, то они могут прогнозировать число кадров на ближайшее будущее: "Целевики юридически связаны с нами до окончания института и три года после этого. Есть узкие специальности рабочих, которые мы готовим сами. Ежегодно собственными силами мы обучаем для предприятия порядка 150 рабочих, которые получают рабочую профессию впервые. Порядка 700-800 человек из ссузов и вузов проходят практику на предприятии. Мы сразу начинаем с ними работать. Они знают на какие места приходят, закрепляем руководителей практики из лучших ведущих специалистов".

О создании условий, при которых учащиеся с высоким показателем в успеваемости будут выбирать дальнейшее образование и трудоустройство в родном регионе рассказала заместитель начальника учебного центра ПАО "ОДК-Кузнецов" Юлия Ферапонтова: "На сегодня в вузах по направлению от предприятия учатся более 150 целевиков, 70 из них эта наша "целевая элита". Это будущие конструкторы и технологи — участники спецпроектов "Крылья Ростеха" и "Инженерный старт". Стипендия в этих группах от 15 тыс. до 35 тыс. руб. в месяц".

Однако, по словам Юлии Ферапонтовой, такого числа новых кадров предприятию все равно не будет хватать: "Поэтому не могу сказать, что целевики полностью покроют потребности предприятия. Мы и обычные целевые договоры заключаем, но все равно проблема подготовки и пополнения кадров актуальна так же, как для всех".

Спикер подчеркнула, что есть несколько моментов, связанных с профориентацией и привлечением специалистов: "Все мы поняли, что боремся не за студентов -выпускников, а мы спустились ниже — в школы. Сейчас уже можно говорить не про профориентацию, а скорее про "бренд-ориентацию". Кроме того, надо выстраивать цельную траекторию для ребенка: работа со школьниками бессмысленна, если мы не берем промежуточное звено между школой и предприятием — вуз или колледж. Поэтому у нас нет ни одной программы со школьниками без участия Самарского университета, Самарского государственного технического университета и Поволжского государственного колледжа".

С 2021 года на базе опорной школы 26 предприятие открыло лабораторию "ОДК-Кузнецов", оснащенную учебными станками и компьютерами для 3d-моделирования. "Здесь все физико-математические классы проходят специальную подготовку в рамках работы с нашим предприятием и при поддержке вуза. Наша задача — дать им точное направление: конкретное место учебы и работы. Проблемы удержания кадров в регионе очень серьезные. Они должны быть мотивированы и включены в жизнь предприятия задолго до трудоустройства", — пояснила Юлия Ферапонтова.

По словам спикера, в Лаборатории и наставничество стало действовать немного в другой форме — здесь наставники с предприятия начинают работать не только с сотрудниками завода, но и со школьниками: "Если сейчас школьникам просто рассказать о том, какая это интересная профессия, то это не сработает. Их нужно чему-то научить, чтобы у них появился новый навык, знания. Наставники — это наши молодые перспективные конструкторы, которые учат физмат классы, например, той же компьютерной программе КОМПАС-3D (это российская импортонезависимая система трехмерного проектирования). К этому присоединяются наши студенты целевого обучения. Наши наставники помолодели, и вместе с нами начинают готовить будущие кадры".

Управляющий директор научно-образовательного центра мирового уровня "Инженерия будущего" — АНО "Институт регионального развития" Денис Гусев отметил, что за время существование научно-образовательного центра было замечено, что не хватает компетенций в технологическом предпринимательстве: "Это компетенции по управлению проектами, по пониманию того, как проект должен развиваться. Это не просто управление командой, а в том числе понимание того, где достать деньги. Получилось, что в стране практически никто не готовит технологических предпринимателей".

Спикер поддержал коллег, которые занимаются профориентацией уже со школы: "Вы спустились до школ, начинаете формировать компетенции. Чтобы готовить кадры, которые готовы мыслить неординарно, нужно спускаться хотя бы до 9 класса, когда в детском уме начинает формироваться интерес к профессии. Кадры нужно готовить на начальном уровне, прививать интерес к профессии. У нас есть проблема с интересом к профессии ученого, потому что мало информации о том, насколько интересна и престижна эта работа".

Источник: kommersant.ru
Фотографии предоставлены ИД "Коммерсант"