федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

В "Артеке" реализуется образовательная программа "Универсум"

В "Артеке" реализуется образовательная программа "Универсум"

Самарский университет

Программа подготовлена и реализуется преподавателями Самарского университета им. Королёва

Тимошина Дарья Универсум (конкурс) социально-гуманитарный институт бортжурнал Артек абитуриентам управление по формированию контингента Горяинов Сергей
18.09.2024 1970-01-01

В 10 смену 2024 г. "Классное время" Самарский университет им. Королёва реализует дополнительную общеобразовательную программу "Универсум". Она стала ярким завершением одноименного гуманитарного конкурса, который объединил учащихся 8–10 классов со всей России. Сейчас в МДЦ "Артек" финалисты продолжают погружаться во вселенную гуманитарных наук под чутким руководством специалистов Самарского университета.

На предшествующих конкурсных этапах школьники выполняли исследовательские проекты в рамках темы сезоны "Родословная" по одному из гуманитарных направлений – лингвистике (русскому или английскому языку), литературоведению, психологии или истории. А сейчас победители конкурса учатся популяризировать науку и результаты своих исследований. "За плечами победителей конкурса "Универсум" – выполненный исследовательский проект. В этом году мы решили немного изменить формат образовательной программы в МДЦ "Артек" и уйти от деления на тематические модули. Своей задачей сейчас мы видим погружение юных исследователей в вопросы популяризации своих исследований. Хочется надеяться, что после работы с Самарским университетом ребята будут применять полученные знания в своих школах и начнут проводить в них научно-популярные мероприятия", – рассказала об общей идее смены доцент кафедры русского языка и массовой коммуникации, координатор конкурса "Универсум" Дарья Тимошина.

Образовательная программа, подготовленная преподавателями Самарского университета им. Королева, включает в себя несколько блоков.

Сначала лазурники и лазурницы определили, зачем вообще в обществе нужно говорить о научных достижениях, какие лженаучные представления, связанные с недостаточной осведомленностью в гуманитаристике, находят поддержку среди неспециалистов и к чему это может привести.

Второй блок занятий был посвящен популяризации науки через публичные выступления. Старшеклассники узнали, на какие факторы нужно обращать внимание при подготовке выступлений. На практических занятиях ребята поделали упражнения на тренировку дикции, высоты и громкости голоса, научились управлять интонацией и эмоциями в речи, развили креативное мышление и способность удерживать внимание аудитории.

"Мне кажется, я буду применять на практике методы успешного выступления, а также способы, как успокоить себя перед выступлением. Буду использовать ресурсы и каналы для изучения науки и чтения научпопа", – рассказала Мария Пискунова, г. Санкт-Петербург.

Еще один способ популяризации науки, который изучили артековцы, – создание научно-популярного постера. Школьники узнали, какие правила нужно соблюдать при подготовке визуального продукта, разобрали примеры удачных и неудачных постеров. Особую увлеченность финалисты "Универсума" продемонстрировали при создании в тематических группах собственных научно-популярных постеров. Так, ребята создали материалы по темам: "7 фактов о русской диалектологии", "Билингвизм: преимущества владения языками", "Проблемы и задачи в мышлении", "Личное стало публичным (об эго-документах в истории)", "Гарри Поттер и кладезь архетипов" и "Как прокачать критическое мышление".

"Больше всего мне запомнилась лекция про постеры и как их сделать. Я заметила прогресс, какой у меня изначально был постер и какой мы сделали вчера с командой! Это как небо и земля. А так от программы я в восторге!" – поделилась эмоциями Злата Борисова, г. Москва.

Сотрудники Самарского университета им. Королева рассказали и о современных способах популяризации науки – с помощью социальных сетей. Артековцы познакомились с основами научного SMM и даже научились снимать тренды о науке. "Больше всего мне понравилась и запомнилась последняя лекция "Как писать научпоп", было много полезного и интересного материала. Также мне понравился сам формат, в котором проходила лекция. Было комфортно, ведь мы являлись частью этой лекции, было много обсуждений и дискуссий, что, как мне кажется, позволило еще больше изучить эту тему", – прокомментировала Дарина Герасимова, г. Самара.

Финалисты "Универсума" высоко оценили и содержание образовательной программы, и ее реализацию. "Мне очень понравилось, что все преподаватели общаются с нами, со своей аудиторией, и мы не слушаем лекции, просто записывая материал, а именно участвуем. Также для меня была очень важна отработка всего материала на практике, так что это было просто замечательно!" – добавила Мария Пискунова.

Уже скоро ребята смогут показать, чему научились за смену. 19 сентября состоится финальное событие тематической смены "Универсум" – научно-популярное шоу "Cogito ergo", где пять финалистов расскажут популярно о своих исследованиях, а также будет презентован очередной выпуск журнала "Гуманитарий 2.0".

Текст: Дарья Тимошина

Фото: Евгения Туркова