федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

Авиационное и ракетное двигателестроение: задаем вектор развития

Авиационное и ракетное двигателестроение: задаем вектор развития

Самарский университет

В Самаре прошел Всероссийский форум по двигателестроению и энергоустановкам им. Н.Д. Кузнецова, организованный Самарским университетом им. Королёва и ПАО "ОДК-Кузнецов"

Богатырев Владимир Шлеенков Марк Смелов Виталий Соболев Алексей Карелин Дмитирй Чупин Павел ОДК-Кузнецов Крылья Ростеха (проект) Форум сотруднику
14.10.2024 1970-01-01

Двухдневный Всероссийский научно-технический форум по двигателям и энергетическим установкам имени Н.Д. Кузнецова стал центром дискуссий по актуальным вопросам развития отрасли. Он проводится раз в два года и уже стал традиционным. Мероприятия шли 10-11 октября на двух площадках: в Самарском национальном исследовательском университете им. академика С.П. Королёва и в ПАО "ОДК-Кузнецов", которые совместно выступили организаторами форума.

По данным организаторов, в этом году на дискуссионных площадках с докладами выступили более 100 представителей двигателестроительных предприятий, научно-исследовательских и образовательных организаций, IT-компаний и смежных отраслей, съехавшихся в Самару со всей России. В дискуссиях приняли участие более 600 специалистов, аспирантов и студентов.

Врио руководителя департамента науки Самарской области Марк Шлеенков обратил внимание на новые масштабные задачи, которые предстоит решать ученым и производственникам в рамках национальных проектов.

"В самое ближайшее время мы увидим новые контуры национальных проектов. Они выступают ресурсной базой для решения главной задачи, которую поставил Президент России – достижение технологического лидерства. И именно такая связка, как Самарский университет им. Королёва и "ОДК-Кузнецов" имеет все шансы достичь самых высоких результатов в решении этой задачи в области двигателестроения", – отметил Марк Шлеенков.

И.о. заместителя министра промышленности и торговли Самарской области Александр Никулин подчеркнул, что решение задач, которые стоят перед промышленностью, невозможно без тесной кооперации с ведущими университетами.

Ректор Самарского университета им. Королёва Владимир Богатырев поблагодарил ключевых индустриальных партнеров – Объединенную двигателестроительную корпорацию и ее самарское предприятие "ОДК-Кузнецов" – за многолетнее плодотворное сотрудничество.

"Форум, который открылся сегодня, носит имя академика Кузнецова. Николай Дмитриевич был приверженцем инноваций, прогресса, работы с молодежью, неординарных подходов к подготовке инженерных кадров. И эти идеи сегодня развивает как Самарский университет им. Королёва, так и Объединенная двигателестроительная корпорация, и предприятие "ОДК-Кузнецов", которые поддерживают университет на протяжении многих лет. Сегодня мы совместно реализуем программу "Крылья Ростеха", проект Передовой инженерной аэрокосмической школы (ПИАШ), где мы экспериментируем, работаем над новой концепцией инженерного образования, над новыми образовательными программами", – подчеркнул ректор Владимир Богатырев, приветствуя участников форума.

Управляющий директор ПАО "ОДК-Кузнецов" Алексей Соболев охарактеризовал форум им. Н.Д. Кузнецова как площадку, где идет поиск решений наиболее актуальных задач, стоящих перед двигателестроением.

"Всероссийский научно-технический форум – особый формат обсуждения актуальных вопросов двигателестроительной отрасли, к которому мы пришли в 2022 году. Повестку и тематику дискуссионных площадок определяют вызовы сегодняшнего времени – это фундаментальный рост объемов производства, необходимость внедрения принципиально новой системы подготовки кадров, увеличение надежности двигателей в связи с ростом нагрузки в эксплуатации, возросший объем заказов со стороны топливно-энергетического комплекса, импортозамещение программного обеспечения для инженерных расчетов и управления производством. В этих условиях "ОДК-Кузнецов" проектирует двигатели повышенной мощности для газоперекачивающей отрасли, ракет сверхлегкого класса и малые газотурбинные двигатели. Надеюсь, что в рамках форума нам удастся выработать новые решения и сформировать вектор взаимодействия на ближайшие годы", – заявил Алексей Соболев.

Вектор дискуссии на пленарном заседании задал Дмитрий Карелин, заместитель генерального конструктора по НИР Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК, входит в Госкорпорацию "Ростех"). Он рассказал о новых направлениях, в которых ОДК планирует расширить свое участие. Среди них – создание поршневых авиадвигателей, малоразмерных газотурбинных двигателей, энергоустановок на базе топливных элементов и гибридных силовых установок.

Дмитрий Карелин представил комплексную программу развития двигателестроения до 2035 года и обозначил новые требования к авиационным газотурбинным двигателям, которые конструкторы учитывают при создании силовых установок. Кроме того, Дмитрий Карелин рассказал об эволюции внедрения новых конструкционных материалов в авиадвигателестроении после 2040 года, среди которых полимерные и термические композиты, металлокомппозитные материалы.

"Стратегия развития ОДК предполагает разработку 16 критических технологий. Конструкторы ОДК создают двигатели-демонстраторы технологий, которые показывают вектор развития газотурбинных авиационных двигателей. Их внедрение позволит разработать силовые установки нового поколения", – отметил Дмитрий Карелин.

Генеральный конструктор ПАО "ОДК-Кузнецов" Павел Чупин представил перспективные направления работы предприятия, среди которых разработка вертолетного двигателя ПД-8В, развитие линейки наземных газотурбинных установок в направлении увеличения мощности, создание жидкостных ракетных двигателей для ракет-носителей сверхлегкого класса и ряд других.

Павел Чупин рассказал о том, как идет переход на отечественное программное обеспечение, о кооперации с его разработчиками, которая позволяет оперативно совершенствовать программные комплексы. Он подробно остановился на подготовке инженерных кадров по программе "Крылья Ростеха", а также в Передовой инженерной аэрокосмической школе Самарского университета им. Королёва с привлечением студентов к научно-исследовательским работам, выполняемым в университете в интересах "ОДК-Кузнецов".

"Самое важное – то, что мы реализуем принцип обучения через проектную деятельность. Этот сплав учебной деятельности и реальных проектов обеспечивает эффективное развитие и предприятия, и университета", – подчеркнул Павел Чупин.

Заместитель генерального директора – директор исследовательского центра "Динамика, прочность, надежность" Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ) Юрий Ножницкий проанализировал мировой опыт в организации НИР и НИОКР при разработке газотурбинных двигателей (ГТД) 4-го и 5-го поколений, а затем сосредоточился на наиболее актуальных вопросах обеспечения прочности и надежности авиационных двигателей.

В частности, он рассказал об ужесточении требований к авиадвигателям, о появлении новых требований – например, по обеспечению их работоспособности в облаке вулканической пыли, о новых, вероятностных подходах к контролю и поиску дефектов в двигателях и оценке их работоспособности, а также об эволюции расчетных методов подтверждения прочностной надежности ГТД.

Доклад заместителя председателя Сибирского отделения РАН Дмитрия Марковича, был посвящен фундаментальным и прикладным исследованиям по двигателестроению, которые ведут академические институты Сибири. Академик РАН Маркович поделился опытом изучения процессов распыления топлива и горения, оптимизации ступеней компрессора, а также изучения нестационарных вихревых структур.

После пленарного заседания работа форума продолжилась в рамках 11 экспертно-проектных сессий, посвященных наиболее актуальным направлениям двигателестроения. Это новые конструкционные материалы и технологии – в частности, аддитивные; это вопросы прочности и надежности авиадвигателей, экологичные виды топлива, а также современные методы проектирования ГТД, в том числе с использованием технологии цифровых двойников. Это силовые установки для беспилотников, жидкостные двигатели для сверхлегких средств выведения и космических аппаратов.

В фокусе внимания цифровизация. Участники форума обсудили переход на отечественное программное обеспечение, модели и компетенции цифрового предприятия. Не оставили без внимания и новые подходы к инженерному образованию в Передовых инженерных школах.

А еще два насыщенных дня вобрали в себя семинар "Крылья Ростеха", ТРИЗ-сессия, конгресс молодых ученых "Даешь, молодежь!", студенческий хакатон "Цифровое производство" и студенческий конструкторский марафон, "Ночь в музее двигателей: когда двигатели оживают" в университетском Центре истории авиационных двигателей, а также экскурсию на предприятие "ОДК-Кузнецов".

В день закрытия форума директор Института двигателей и энергетических установок Виталий Смелов и генеральный конструктор ПАО "ОДК-Кузнецов" Павел Чупин вручили награды командам студентов Самарского университета им. Королёва, победившим в конструкторском марафоне и хакатоне "Цифровое производство".