Финалисты всероссийского конкурса "Спутник" приступили к практическим занятиям по ракетостроению. Во время занятий под руководством сотрудников межвузовской кафедры космических исследований Самарского университета ребята приобретут полноценный инженерный опыт сборки наноспутника.
Прежде чем приступить к практическим занятиям, школьники узнали о необходимых системах обеспечения деятельности наноспутника, а также об их функциях. Затем ребята познакомились с учебной моделью наноспутника, которая позволяет школьникам приобрести инженерные навыки в области космических технологий. Используемые в модели конструктивные решения идентичны летным образцам космических аппаратов формата CubeSat 2U.
За полтора часа занятия финалисты конкурса самостоятельно собрали инженерную модель, на практике познакомившись с устройством наноспутника. Разработчики "конструктора" — специалисты межвузовской кафедры космических исследований Самарского университета объяснили участникам смены структуру наноспутника, рассказали о разных концепциях проектирования малых космических аппаратов и спутников класса CubeSat. А также ребята узнали о культуре сборки аппарата в лаборатории и технике безопасности при проведении монтажных работ.
Чтобы проверить, насколько точно удалось собрать модель, юные инженеры провели автономные испытания всех бортовых систем при помощи отладочной платы. На эту плату отдельно устанавливается разработанные специалистами кафедры системы электропитания, связи, ориентации и стабилизации движения, навигации, а также бортовой компьютер или полезная нагрузка. Затем с персонального компьютера ребята проверили работоспособность платы, а также смогли перепрограммировать ее и отладить программное обеспечение.
"Ребята хорошо подготовлены, многое знают и продолжают изучать сферу спутникостроения, задают нетривиальные вопросы. Их интересуют принципы работы наноспутника и возможные полезные миссии. Школьники очень радовались, когда собранная модель заработала и пошла телеметрия", — рассказал аспирант межвузовской кафедры космических исследований Игорь Ломака.
На следующих занятиях финалисты конкурса займутся программированием бортового компьютера и ориентированием спутника в пространстве. Перед школьниками поставят задачу разобраться с нештатной работой бортовой системы и принимать меры по сохранению и восстановлению связи с космическим аппаратом.
Полина Суслина, менеджер проекта
Фото автора
Фото автора