RU EN CN ES

Свежие новости

События

Университет, Академия наук и правительство региона формируют концепцию развития базовых школ РАН

Университет, Академия наук и правительство региона формируют концепцию развития базовых школ РАН

Самарский университет

Самарский университет подбирает кураторов и преподавателей для базовых школ из состава научных сотрудников

Российская академия наук абитуриентам Образование развитие Богатырев Владимир Спутник (конкурс) Универсум (конкурс) Артек Сойфер Виктор Шахматов Евгений Шорин Владимир Аншаков Геннадий Гречников Фёдор Горяинов Сергей управление по формированию контингента
11.09.2019 2019-09-11
В Самарском национальном исследовательском университете имени академика С.П. Королева состоялось рабочее совещание участников федерального проекта "Базовые школы РАН". Напомним, Самарский университет выступает в качестве научно-образовательного центра для пяти учебных заведений региона, выбранных комиссией Академии наук в качестве базовых школ РАН.
В совещании приняли участие секретарь комиссии Российской академии наук по научно-организационной поддержке базовых школ РАН Александр Соломатин, врио ректора Самарского университета Владимир Богатырев, координатор проекта в регионе-начальник управления по формированию контингента университета Сергей Горяинов, руководители базовых школ РАН — гимназий № 1 и № 11, Самарского лицея информационных технологий, Лицея авиационного профиля и лицея № 57 (Тольятти).
Александр Соломатин рассказал о структуре проекта и организационной поддержке Академии наук базовым школам в Самарской области. Органом управления проектом является комиссия по научно-организационной поддержке базовых школ РАН. Ее возглавляет вице-президент РАН Алексей Хохлов, также в структуру входят 32 региональных координатора. В регионах страны выбраны базовые школы РАН и курирующие их научно-образовательные центры. Последние сформированы на базе академических институтов или университетов. "Научно-образовательные центры в регионах мы выбирали из образовательных структур, которым однозначно доверяем, — отметил Александр Соломатин. — В Самарской области наш выбор пал на Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева". 
Данный проект реализуется в рамках национальных проектов "Наука" и "Образование", цель которых заключается, в том числе, в интеграции ресурсов. "Мы предполагаем, что в рамках этого проекта вы объедините ресурсы университетских лабораторий, "Кванториумов", региональных отделений "Сириуса", а также cпециализированных учебных центров, созданных при вузах страны", — обратился к участникам совещания Александр Соломатин.
"Самарский университет обладает обширным опытом самой разносторонней работы со школьниками, — ответил Владимир Богатырев. — Мы задействуем самые разные форматы. Наши сотрудники ведут работу со школьниками по исследовательским научным проектам. Совместно с институтами РАН мы организуем конкурсы, которые объединяют на одной площадке школьников, студентов и молодых ученых". В качестве примера он привел конкурсы для юных исследователей "Спутник" и "Универсум", в которых ежегодно принимают участие более 10 тысяч школьников со всех регионов страны. А через лаборатории университета в крымском МДЦ "Артек" ежегодно проходят до 5000 самых талантливых школьников. Помимо этого университет проводит Молодежную аэрокосмическую школу и секции по робототехнике, является региональным оператором Всероссийского фестиваля "Наука 0+". 
Владимир Богатырев подчеркнул, что в университете работают трое академиков РАН: Виктор Сойфер, Федор Гречников и Владимир Шорин, а также члены-корреспонденты РАН Евгений Шахматов и Геннадий Аншаков. И каждый является основателем собственной научной школы.
Сергей Горяинов в ходе совещания представил разработанную в Самарском университете концепцию развития сотрудничества, а также привел несколько идей, которые помогут вывести это сотрудничество на качественно иной уровень. Так, Самарский университет предлагает ввести институт кураторства базовых школ РАН по конкретным направлениям. Кураторами направлений могут выступить члены Российской академии наук, работающие в научных, научно-производственных и образовательных организациях Самарского региона. Например, академик РАН и президент вуза Виктор Сойфер вызвался взять шефство над Самарским лицеем информационных технологий.
"Подобный механизм поможет выявить среди учеников наиболее "заряженных" и привлечь их к реализации конкретных исследовательских проектов, над которыми работают ученые академических институтов. Такие кураторы станут прямым мостиком между школами и Академией наук, помогут не только приблизить фундаментальную науку к школе, но и сконцентрироваться на реальных научных проектах. А школьники, в свою очередь, получат первый опыт научной коммуникации", — отметил Сергей Горяинов. Также он предложил организовать конкурс научных проектов среди учеников базовых школ РАН со всей страны.
Что касается организационной составляющей работы, то все базовые школы РАН Самарской области заключили договоры с Самарским университетом, уже определены научные направления, на которых будут специализироваться учебные заведения. Сейчас идет процесс подбора преподавателей из состава научных сотрудников университета для базовых школ РАН. 
По окончании совещания участники оценили компетенции научных лабораторий университета — робототехники и наноспутников. И пообщались на их площадке с финалистами "Спутника", которые после победы в конкурсе выбрали для получения образования Самарский университет.
Фото: Мария Лукиенко